Купить картину. Заказать портрет. Оплата банковской картой
Художники Екатеринбурга, Москвы и России
ГлавнаяПоискMail usВаша корзина
Rambler's Top100 Художественная галерея OnlineArt - продажа картин в ЕкатеринбургеХудожественная галерея OnlineArt - продажа картин в ЕкатеринбургеХудожественная галерея OnlineArt. Русское искусствоЗаказ портрета. Заказ картин в художественной галерее OnlineArtХудожественная галерея OnlineArt - купить картину в ЕкатеринбургеХудожественная галерея OnlineArt - купить картину в ЕкатеринбургеИнтернет магазин. Продажа картин. Живопись России. Советское искусство Интернет магазин. Продажа картин. Заказать портрет с фотографии
Вы выбрали следующие картины, скульптуры, гобелены, батик, эмали
У вас в корзине
0 покупок.

Продажа картин в Екатеринбурге

Заказать портрет с фотографии

 
      О художнике


Мухаркин Вилен Дмитриевич



|-

-|

Мухаркин Вилен Дмитриевич

|_

_|
Посмотреть все произведения этого автора


Вилен Дмитриевич Мухаркин

Член Союза художников России.
Живописец, график.

Вилен Дмитриевич Мухаркин родился 6 апреля 1925 г. в гор. Надеждинск (в настоящее время Серов) Свердловской области. Учился в 1947-1952 гг. в Нижнетагильском художественно-промышленном училище (ныне – Уральский колледж прикладного искусства и дизайна, филиал МГХПА им. С.Г. Строганова) у Г.В. Патко, О.Э. Бернгарда, В.В. Крюкова.С 1952 по 1955 гг. преподает в средних школах №18 и №24 г. Серова. С 1950 по 1970 гг. (с перерывом) преподает в Уральском училище прикладного искусства. С 1959 по 1985 гг. - художник Нижнетагильских Художественно-промышленных мастерских Художественного фонда РСФСР, один из организаторов. Творчески работал в 1970-1980-х гг. в Доме творчества Союза художников СССР им. Коровина (г. Гурзуф), Доме творчества Союза художников РСФСР «Академическая дача» (г. Вышний Волочек). Участвует в художественных выставках различного уровня с 1952 г. Участник Великой Отечественной войны, инвалид войны 2 группы. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени и многими медалями. Живет в Нижнем Тагиле. Работает преимущественно в области пейзажа и натюрморта.

Картины Вилена Дмитриевича Мухаркина находятся в коллекциях Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Краеведческих музеев Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Серова и Ивделя, Екатеринбургской галереи современного искусства.

Вилен Дмитриевич Мухаркин относится к поколению художников, сыгравших важную роль в становлении изобразительного искусства Нижнего Тагила и формировании его художественной среды.

Вилен Дмитриевич Мухаркин о своей биографии:

"Я родился 6 апреля 1925 года в городе Надеждинске (после 1939 года г. Серов) Свердловской области. Отец – Мухаркин Дмитрий Петрович работал в доменном цехе Надеждинского металлургического завода; неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Мать – Анна Михайловна – домохозяйка. В семье было четверо детей. Восемь классов школы окончил в мае 1941 года.

Сначала войны, на пятый день, был принят на работу в доменный цех металлургического завода им. А.К. Серова и до призыва в Красную Армию, в январе 1945 года, работал машинистом экскаватора. Прошел до конца войны. Принимал участие в боях за освобождение Украины в составе войск 2-го Украинского фронта под командованием Р.Я. Малиновского, Венгрии, Румынии. Находясь на фронте сначала в звании рядового, затем сержанта-командира взвода, был дважды тяжело ранен – второй раз в уличных боях в Будапеште. Награжден медалями: «За отвагу» за бои под Яссами (Румыния), «За победу над Германией». Орден Отечественной войны I степени был вручен мне после войны, когда все участники получали эту награду. После демобилизации в декабре 1945 года лечился в госпиталях, затем пошел работать контролером ОТК в механический цех завода им. А.К. Серова.

В сентябре 1947 года поступил в Нижнетагильское художественно-промышленное училище на живописно-педагогическое отделение. Учился у О.Э. Бергнгарда, Г.В. Патко, В.В. Крюкова. В 1952 году после окончания училища был направлен в г. Серов учителем черчения и рисования в школу № 18. Проработал 3 года и в 1955 году с семьей переехал в Нижний Тагил, продолжив свою преподавательскую деятельность в общеобразовательных школах. В 1959 году был принят художником-оформителем в Нижнетагильские художественно-производственные мастерские, где проработал до 1985 года, до своего выхода на пенсию. Во время работы в мастерских 4-5 раз по путевкам Союза Художников выезжал на творческие дачи – «Горячий ключ», «Академическая», Дом творчества им. К.Коровина в Гурзуфе. В 1960-е-1970-е с перерывами преподавал в Уральском училище прикладного искусства; вел уроки живописи.

Всегда много работал творчески, с 1952 года постоянный участник городских и областных выставок. Состоялись персональные выставки, из которых одна в Москве (1998), две в - Екатеринбурге (1979, 2005), три - в Нижнем Тагиле (1986, 1995, 1999). Член Союза художников России. Произведения хранятся в коллекциях Нижнетагильского музея изобразительных искусств, краеведческих музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ивделя, Серова, в музее Трудовой Славы Джезказгана, ряде галерей Екатеринбурга и Москвы, частных коллекциях."

ЖИВОПИСЕЦ ОТ ПРИРОДЫ

"Живописец от природы!" Эти слова - о тагильском художнике Вилене Мухаркине, который для нас живописец не по профессии или излюбленной технике, а по всему складу своей личности, по-органически ему присущему способу самовыражения.

Скромное величие отличает Мухаркина и как человека, и как большого художника. Всю жизнь, умея свободно, емко и остро "живописать", он работает с достоинством мастера, знающего потаенные секреты своего дела.

Рисовать Мухаркин любил с детства и естественным образом выбрал себе путь живописца. Состояние и потребность души, мечтающей о творчестве, реализовалось после возвращения с фронта. В 1952 году Мухаркин окончил Нижнетагильское художественно-промышленное училище, получив профессиональные навыки художника.

Сегодня Мухаркин – это сложившийся живописец со своей пластической концепцией, своей развитой поэтикой, своим кругом мотивов, что, к слову, не означает какой бы то ни было статики, не допускающей развития, а видится как признак цельности и завидного творческого постоянства. Сохранив искренность и силу чувств, художник обрел необыкновенную широту в восприятии мира.

Уже в самом начале творческого пути, немыслимом без определения собственных духовных камертонов, Мухаркин пришел к теме, которая стала для него своей. Он не пишет портретов, больших исторических или бытовых картин. Страстью живописца стали пейзажи и натюрморты, в которых отразились и особенности мировосприятия художника, и его образное мышление. Сама же не случайность обращения живописца в своем творчестве к природным началам проистекает из таинства, заключенного по-сути в том, что всякий миг земное бытие есть откровение.

Пейзаж и натюрморт… Эти жанры во все времена оставались для творцов ареной поисков новых средств художественной выразительности, но не только... Именно в образах пространственно-предметной среды, в творческой интерпретации природы и вещей, в выражении чувства незабываемого приобщения к истокам бытия художники пытались воплотить свои представления о жизненных ценностях. Но каждый художник переживает момент близости к природе по-своему.

Пейзажист по сути своего дарования - Мухаркин обращается к окружающему миру, к настойчивому изучению его качеств, тонко улавливая взаимосвязь между "портретом местности" и состоянием природы. Привязанность художника к реальности выступает как некое свойство души, как определенная потребность.

Основной круг сюжетов живописца, иногда в соединении с чертами простого будничного быта, практически очерчен природой Урала, с которым оказалась связанной вся жизнь Мухаркина. Натура подсказывает тему, и возникает композиция. По сути дела художник изображает и варьирует в пейзажах одни и те же мотивы. Но каждая работа мастера, обогащаясь тонкими эмоциональными оттенкам, звучит с особым чувством, открывая новую грань образа мира. В его пейзажах, наполненных характерными чертами уральского ландшафта: холмистый рельеф, горы, леса, поля - звучит особая интонация уральской природы, которая мыслится как воплощенное в красках «чувство своей земли». Картина становится образным эквивалентом увиденного фрагмента мира. И в то же время в каждом произведении угадывается взгляд не просто наблюдателя натуры, играющей первенствующую роль, но мотив, увиденный внутренним взором художника, свободно компонующего элементы изученной им природы.

Отсутствие в работах Мухаркина прозаической событийности делает сюжетом непосредственный момент. Субъективные переживания живописца уступают место своеобразному сочувствованию всему предметно-пространственному миру. И становится очевидной самозадача мастера: показать особую жизнь того, что существует независимо от нас. Художник утверждает царство природы как нечто самоценное, ему открывается ее душа, в которой скрыты многие смыслы, в том числе философские.

Единство живописи и природы заложены в самой художнической личности мастера. Без этой связи никакое творчество невозможно.

Искусство Мухаркина отмечено постоянством поиска художественного претворения действительности. Принципом поэтики произведений мастера является особый тип восприятия, при котором непосредственность и острота наблюдений определяют доминанту художественного образа. Как любой художник, Мухаркин понимает, что природа бесконечно изменчива, существует по своим законам, и стремится к созданию образа, раскрывающего ее глубинный, всеобъемлющий смысл, наполняя самое, казалось бы, незаметное, обыденное полнокровной жизнью. Природа в работах мастера открывается зрителю в своем истинном виде благодаря процессу сопроникновения, сомышления с ней художника.

Мухаркин – художник этюда, в котором он так ценит непосредственность восприятия и живописное видение, подчас теряющиеся в законченной картине. Но несмотря на этюдный характер в его композициях присутствует своя особая завершенность высказывания, дающая представление о натуре свободно текущей, не зависимой от человека, взгляд которого выхватывает лишь отдельные мотивы жизненного потока, являющегося частью реальной бесконечности природы.

Его работы всегда отличают видимая простота изображаемого, но в то же время сложность внутреннего строя. Мастеру важна не просто реальность, а ощущение длящегося момента, протяженная во времени внутренняя суть. В смене весен и зим, дыхании земли, покрытой снегом или густым ковром цветов, темной зелени уходящего вдаль леса, в весенних разливах художник ищет тайный смысл природы, а вместе с тем и возможность обобщения размышлений о Земле.

Желание самоопределиться - извечно. Именно это начало заставляет каждого человека позиционировать себя в мире, особенно, человека творческого – художника. Мухаркин пришел в искусство во второй половине 1950-х годов, когда после господства сюжетно-тематического начала в картине, вновь питательными оказались принципы живописно-пластической экспрессии. Именно они, заново пережитые Мухаркиным, и стали основой творческого метода мастера, соотнесшего их с собственным художническим восприятием и темпераментом. Его живопись не кажется новаторской - по теме и сюжету, формату, композиции, цвету и красочной фактуре. Но в ней присутствует выражение своего взгляда на природу, создается субъективное «пространство размышлений».

Многие места в произведениях Мухаркина узнаваемы, но ценность их не в топографической точности. Задача - в другом. Внешне следуя за натурным мотивом и его состоянием, художник внимание с предмета переносит на саму живописную среду, стремясь к преодолению иллюзорного восприятия, во имя воплощения непосредственного чувства природы и выявления глубинного смысла.

Выбор и характер выразительных средств в его пейзажах и натюрмортах определяется эстетической позицией автора, которую можно обозначить как «динамику подвижного равновесия», связанную с воплощением в создаваемом природном образе соотношений цвета, формы, пространства.

Язык живописи Мухаркина можно отнести к гибкому экспрессивному стилю и определить как лирическое направление в экспрессионизме, усиленное эмоциональностью живописного строя. Принципы этюдной живописности сами подсказывают Мухаркину изобразительный язык, исключающий рассудочно-строгую статику. Композиции, выполненные в технике «а ля прима» большей частью фрагментарны, цвет соотнесен с натурой, свободно и уверенно положенный мазок, отражающий само движение жизненного потока, отказывается от точного повторения формы, от «непреклонной» натурности. Драматизм повседневного течения жизни, выраженный живописно-пластическими средствами, рождающими эмоциональное напряжение, становится основой образного содержания произведений Мухаркина.

Глядя на работы Мухаркина, можно говорить о живущей в пространстве картины плоти цвета, заявляющего о себе в полный голос и ставшего той формой выразительности, которая приобрела силу необходимости. Не материальная действительность увлекает художника, а цвет, к которому он так восприимчив, который значит для него больше, чем какой-либо другой элемент в живописи. Художник все зримое воспринимает через цвет, отрицая его материальную и пространственную привязанность. Именно субстанция цвета, отмеченная содержательной выразительностью, порождает емкие и цельные образы, наполняя их внутренним движением и эмоциональностью, утверждает картинное пространство, дает возможность выявить характерную пластику предмета, рождает такое важное для художника ощущение целого.

Мухаркин предпочитает работать на картоне гуашевыми и темперными красками, положенными многослойно. Лишенные блеска масла они обладают особой плотностью и матовостью поверхности. В основе колорита его произведений лежит непосредственное ощущение цвета в природе, построенного на соотнесении друг с другом красочных пятен не в тональностях, а в силе их созвучий. Большинство его пейзажей и натюрмортов определяет строгость и сдержанность цветовой гаммы: художник разрабатывает монохромные гармонии темно-зеленых, сизовато-синих, коричнево-красных и охристых тонов, порой вкрапляя в них яркие пятна. Вглядываясь в природные цветовые созвучия, живописец подчиняет множественность своих впечатлений своеобразному «музыкальному аккорду», звучащему сильно и гармонично. Уплотненный цвет, но без форсирования его звучности, ритмически организован и обладает своей динамикой и внутренним напряжением. Его раскованная живопись с мощной цветовой лепкой делает небольшие по размеру с обыденными натурными мотивами работы монументально-экспрессивными, дает ощущение гармоничного перехода натуры в образ.

Мухаркин пишет картины необыкновенно виртуозно и артистично. Его живописной манере присуща непринужденная свобода широкого обобщенного письма, выполненного рельефными перекрывающими друг друга густыми мазками. Именно они создают выразительную фактуру, подчеркивающую интонацию свежести наблюдения не поставленной, но взятой из жизни натуры. Кажется, что художник хочет поспеть за собственным впечатлением - беглость меткого мазка оставляет ощущение преувеличенной чувствительности: все пишется на одном дыхании - полные активной жизни небо и земля, представляющие в картинах единую стихию, пышные букеты цветов и разнотравья... При этом динамичность мазка не формальный прием, но качество мироощущения художника, воспринимающего природу в ее неустанном движении и вечной изменчивости.

Художник заряжает пространство своих произведений особой эмоциональной энергией, которая проявляется и в создании композиции. Умело строя пространственные планы, Мухаркин, как правило, отказывается от далеких перспектив, целиком переводя натурный мотив на язык красок. Цвет, живущий на поверхности, то выступает вперед, то отступает в глубину.

В картине мастер следует своей живописной эстетике, где первична не форма, а живая пластика цветовой массы, шероховатость и плотность поверхности, свобода и экспрессия мазка. Художник, варьируя конкретные формы, уплощет их, стирает грани, растворяя цветом линии. Героем его произведений становится само движение жизненного потока, смешавшего в единое большое и малое, случайное и неизбежное.

Как и для всякого художника для Мухаркина важна смысловая перспектива созданного им произведения: важно то, что возникает за картиной, вокруг нее, чувства и мысли, которые она возбуждает.

В его работах природа за счет усиления языка живописи превращается "в новую реальность" не уступающую натуре, а превосходящую ее по своей сути, призывающую к размышлению, рождающую ассоциации и смысловые подтексты. В образном строе картин Мухаркина обнаруживается та разумная гармония, которая подчиняет и малое, и великое, делая изображаемое поводом для выражения широких мировоззренческих представлений.

Для Вилена Мухаркина природа – это высшая категория. Обращение к ней диктуется мыслями о вечном, об истинном. Через изображение, казалось бы, скромного пейзажного мотива или букета цветов, художник стремится создать образ Всеединства, преображающего мир, в котором все связано, и малое является выражением большого. Смысл искусства Мухаркина хорошо понятен, а позиция - глубоко человечна: он открывают зрителю ясные и вечные истины. И, может быть, самое главное в работах художника - это чувство «сопричастности бескрайнему и вечному мирозданию».

Если Вы хотите получать информацию о новых поступлениях картин в нашу галерею, подпишитесь на рассылку новостей. Введите свой электронный адрес и нажмите кнопку "Подписаться".
    

    Художественная галерея OnlineArt - купить картину в Москве Художественная галерея OnlineArt - купить картину в Москве Художественная галерея OnlineArt - продажа картин через интернет Художественная галерея OnlineArt - продажа картин через интернет Художественная галерея OnlineArt. Заказ портрета по фотографии Художественная галерея OnlineArt. Заказ портрета с фотографии Художественная галерея OnlineArt - продажа картин в Москве Художественная галерея OnlineArt - продажа картин в Москве    

 © All rights reserved by «OnlineArt Gallery»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's TopShop